Развивая систему
стратегического управления качеством
образования Змеиногорское
отделение ФДО ИИО АлтГТУ им И.И.Ползунова
намерено формировать у выпускников:
- высокий уровень профессиональных знаний,
максимально полно удовлетворять запросы много сегментного рынка труда; у потребителей
- у
потребителей продукции и услуг
высшей школы -
новые взгляды на
качество образования,
пропагандируя важность технических
аспектов и необходимость сохранения культурных и демократических
традиций в обществе.
Нашими
приоритетами для достижения целей является:
-осуществление
подготовки специалистов на основе компетентностного подхода;
-непрерывное
совершенствование системы менеджмента качества на основе процессного и системного
подходов;
- развитие
научно - исследовательской деятельности как необходимой составляю-щей
- обеспечения
качества процесса обучения и совершенствования сфер экономики и торговли;
- внедрение
сопоставимых критериев и методологий оценки качества, предусматриваемых
Болонской Декларацией;
-
совершенствование взаимодействия с внешними партнерами; адекватное реагирование
на современные и потенциальные образовательные потребности личности, региона,
федерации;
- опережающее
внедрение новых образовательных программ, педагогических и информационных
технологий;
- непрерывное
повышение квалификации всех категорий персонала и достаточное обеспечение
сотрудников интеллектуально - информационными ресурсами;
- усиление
лидирующей роли подразде-лений и
регламентация ответственности всех сотрудников в обеспечении качества
образования;
- развитие
системы поощрения персона-ла за деятельность по улучшению качества
функционирования развития отделения.
Вопрос оценки
качества дистанционного обучения целесообразно рассматривать в двух аспектах:
1. оценка
качества существующих курсов/программ дистанционного обучения
и их пригодности для
использования в учебном процессе;
2. разработка требований к качеству курсов
дистанционного обучения и создание методик подготовки и проведения эффективных
курсов дистанционного обучения.
Системы дистанционного обучения
со-стоят из сложного
массива инфраструктур и персонала.
Среди множества факторов,
которые необходимо рассмотреть, следует упомянуть вопросы преподавания
тех-нологий, внедрения и организации. Все эти факторы тесно взаимосвязаны. Как
и в любой системе, отдельные компоненты должны эффективно работать вместе,
чтобы вся система дистанционного обучения работала слаженно.
Оценка систем
дистанционного обучения обычно разбивается на две широкие категории:
формативную и суммативную.
Формативная,
или образующая оценка, служит для улучшения продуктов, программ и учебных
мероприятий посредством обеспе-чения информацией на этапах планирования и
разработки. Данные, собранные на этапах проектирования и разработки,
обеспечивают проектировщиков и разработчиков информа-цией о том, что работает,
а что не работает. Они своевременны для улучшения системы, пока она допускает
внесение изменений. Си-туативная, или совокупная оценка определяет,
функционируют ли продукты, программы и учебные мероприятия, обычно в
совокупности, в терминах потребности или системной цели.
Суммативная оценка - это информация,
предназначенная для аудитории, внешней по отношению к команде проектирования и
разработки о том, как работает вся система в реальных условиях. Хотя эта
информация может быть использована для внесения в систему из-менений и
дополнений, более вероятно, что эта информация послужит основанием для принятия
финансовых или организационных решений по использованию или поддержке системы
дистанционного обучения.
Формативная и
суммативная оценки отличаютсяотличаются аудиторией, для которой собирается информация,
временем в цикле разработки, когда информация собирается и целью сбора информации.
Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценки супа: когда повар
дегустирует суп, это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт)
дегустирует суп, это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка
отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка
представляет насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.
Формативная оценка дистанционного обучения
Формативная
оценка дистанционного обучения - это лучший способ обеспечить качество курсов
дистанционного обучения до его выпуска.
Разработка
курсов дистанционного обучения требует рассмотрения проблем формативной
оценки, главным образом
попадающих в одну
из двух основных
категорий: проблем
педагогического проектирования (таких как выбор стратегии преподавания или
методов оценки знаний) и проблем разработки интерфейса ( навигации по вэб
-сайту, эстетики и пр.). Если рассматривать вопросы педагогического
проектирования, то эксперт по оценке ищет ответы на главные вопросы
эффективности обучения. Научились ли студенты тому, что предполагалась в целях
и задачах курса? Если нет, то почему? Были ли цели курса четко определены и
измеряемы? Были ли выбраны соответствующие стратегии преподавания? Было ли в
курсе достаточно практической работы и обратной связи? Были ли включены
примеры? Коррелируют ли методы оценки знаний содержанию курса и педагогическим
подходам? Если на эти вопросы можно ответить в рамках этапа формативной оценки,
то корректирующие воздействия приведут к приобретению дистанционными учащимися
более эффективного опыта обучения.
Даже
педагогически безупречный дистанционный курс может не привести к успешному
обучению, если студенты сталкиваются с плохим дизайном веб - сайта. Оценивая
дизайн интерфейса курса дистанционного обучения, несколько простых вопросов
могут дать представление о сильных и слабых сторонах сайта. Просто ли
осуществлять навигацию по веб-сайту? Был ли он эстетически приятным, а также
разборчивым? Легко ли загружается каждая страница, требуются ли специальные
плагины для просмотра содержимого и обеспечены ли ссылки на их загрузку?
Формативные этапы и методы
В общем,
формативная оценка может включать шесть различных этапов.
Оценка проектирования. Привлечение
других проектировщиков или экспертов, знакомых со стратегией педагогического
проектирования и лежащей в его основании теории обучения, для оценки самого
проекта. Этот вид оценивания применяется с самых ранних этапов процесса
проектирования и продолжается до тех пор, пока проектирование не будет
завершено. Этот вид оценивания нацелен на повышение качества педагогического
проектирования курса дистанционного обучения.
Экспертная оценка. Привлечение
экспертов по контингенту, преподавателей, разработчиков тестов и других
специалистов, кто может судить о пригодности содержания курса и учебных
мероприятий для целевой аудитории. Этот этап позволяет избежать создания курса,
который просто не может быть эффективно использован потенциальными учащимися по
причине неприемлемого контента, подхода к его представлению, пропущенного
материала и пр.
Оценка один - на - один. Встреча члена
команды разработки курса с представителем целевой аудитории для того, чтобы
пройти через часть курса и конкретно обсудить его. Обычно на данном этапе
ведется работа с прототипом курса. Полученные данные дают первое представление
о мнении реальных учащихся о курсе, удобстве его использования и качестве
учебных материалов. Эта оценка является критически важной, так как она
производится на этапе, когда инвестиции времени, денег и творческих усилий еще
сравнительно не велики. После прохождения этой контрольной точки вносить
изменения стано-вится все сложнее и практически невозможно на этапе масштабного
производства курса.
Оценка малых групп. Это апробация
компонентов курса, чья разработка практически завершена, в окружении,
допускающем взаимодействие между представителями целевой группы. Данные обычно
собираются посредством проведения опросов, групповых интервью, пробных тестов и
т.п.
Полевые
исследования. Апробируют готовый курс на выборке из целевой аудитории в
реальных условиях обучения, на которые рассчитан курс. На этом этапе все еще
можно вносить изменения, однако не многочисленные и не приводящие к существенному
увеличению стоимости курса.
Текущие оценки. Необходимы, так как
система обучения никогда не может считаться законченной, по крайней мере, не на
длительное длительное время. Помимо того, что в любой курс могут закрасться
ошибки, изменяется содержание, технологии, цели обучения, и все это требует
пересмотра курса. Чтобы провести качественный повторный анализ, проектирование
и раз-работку курса, необходима дополнительная информация, которую и можно
получить при регулярном текущем оценивании.
Второй подход,
связанный с определением успешности курса или программы дистанционного
обучения, называется суммативной оценкой. Процесс суммативной оценки
разбивается на несколько этапов. Прежде всего, должны быть очерчены общие
области рассмотрения. В рамках этих областей выявляются вопросы, требующие
изучения. После определения конкретных вопросов оценки, выбираются
соответствующие методы сбора информации. Данные собираются, анализируются и
представляются в виде отчета представительной аудитории.
Создание
системы качества - трудоемкий процесс, и начинать его необходимо с подготовки
персонала. Большинство трудностей возникает на начальном этапе. Недостаточная
информированность персонала в области систем качества вызывает отторжение от
этой работы, непонимание целей, и отсутствие мотивации приводит к фиктивному
внедрению. Очень часто от сотрудников приходится слышать: «Опять какая - то
дополнительная бумажная работа, у меня и без нее забот хватает. Пусть
занимается кто-то другой». Подготовка персонала должна преследовать цель
создания команды единомышленников, вовлечение максимального количества
специалистов в работу по созданию системы менеджмента качества (СМК). ИИО
АлтГТУ им И.И.Ползунова во главе с директором доктором технических наук,
профессором кафедры ЭПП Хомутовым Станиславом Олеговичем делает уверенные шаги
в освоении системы менеджмента качества.
Есипова Светлана Андреевна,
заведующая Змеиногорским отделением ФДО
ИИО АлтГТУ им. И.И.Ползунова
|