Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова

Институт интенсивного образования
Змеиногорский территориальный ресурсный центр
Каталог статей
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск

Наш опрос
Как Вы относитесь к дистанционному обучению в вузе?
Всего ответов: 27

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Приветствую Вас, Гость · RSS 21.11.2024, 14:39

Главная » Статьи » Мои статьи

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА КУРСОВ И ПРОГРАММ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Развивая   систему   стратегического   управления   качеством   образования   Змеиногорское отделение ФДО ИИО АлтГТУ им И.И.Ползунова   намерено формировать у выпускников:

-  высокий уровень профессиональных знаний, максимально полно удовлетворять запросы много сегментного рынка труда;  у потребителей

- у потребителей продукции   и   услуг   высшей   школы   -   новые   взгляды   на   качество   образования, пропагандируя   важность   технических   аспектов   и   необходимость   сохранения культурных и демократических традиций в обществе.

Нашими приоритетами для достижения целей является:

-осуществление подготовки специалистов на основе компетентностного подхода;

-непрерывное совершенствование системы менеджмента качества на основе процессного и системного подходов;

- развитие научно - исследовательской деятельности как необходимой составляю-щей

- обеспечения качества процесса обучения и совершенствования сфер экономики и торговли;

- внедрение сопоставимых критериев и методологий оценки качества, предусматриваемых Болонской Декларацией;

- совершенствование взаимодействия с внешними партнерами; адекватное реагирование на современные и потенциальные образовательные потребности личности, региона, федерации;

- опережающее внедрение новых образовательных программ, педагогических и информационных технологий;

- непрерывное повышение квалификации всех категорий персонала и достаточное обеспечение сотрудников интеллектуально - информационными ресурсами;

- усиление лидирующей роли подразде-лений  и регламентация ответственности всех сотрудников в обеспечении качества образования;

- развитие системы поощрения персона-ла за деятельность по улучшению качества функционирования развития отделения.

Вопрос оценки качества дистанционного обучения целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1.         оценка   качества   существующих   курсов/программ   дистанционного   обучения   и   их пригодности для использования в учебном процессе;

2.         разработка требований к качеству курсов дистанционного обучения и создание методик подготовки и проведения эффективных курсов дистанционного обучения.

Системы  дистанционного  обучения  со-стоят  из  сложного  массива  инфраструктур  и персонала.   Среди   множества   факторов,   которые   необходимо   рассмотреть,   следует упомянуть вопросы преподавания тех-нологий, внедрения и организации. Все эти факторы тесно взаимосвязаны. Как и в любой системе, отдельные компоненты должны эффективно работать вместе, чтобы вся система дистанционного обучения работала слаженно.

Оценка систем дистанционного обучения обычно разбивается на две широкие категории: формативную и суммативную.

Формативная, или образующая оценка, служит для улучшения продуктов, программ и учебных мероприятий посредством обеспе-чения информацией на этапах планирования и разработки. Данные, собранные на этапах проектирования и разработки, обеспечивают проектировщиков и разработчиков информа-цией о том, что работает, а что не работает. Они своевременны для улучшения системы, пока она допускает внесение изменений. Си-туативная, или совокупная оценка определяет, функционируют ли продукты, программы и учебные мероприятия, обычно в совокупности, в терминах потребности или системной цели.

Суммативная оценка - это информация, предназначенная для аудитории, внешней по отношению к команде проектирования и разработки о том, как работает вся система в реальных условиях. Хотя эта информация может быть использована для внесения в систему из-менений и дополнений, более вероятно, что эта информация послужит основанием для принятия финансовых или организационных решений по использованию или поддержке системы дистанционного обучения.

Формативная и суммативная оценки отличаютсяотличаются аудиторией, для которой собирается информация, временем в цикле разработки, когда информация собирается и целью сбора информации. Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценки супа: когда повар дегустирует суп, это формативная оценка; когда обедающий (или эксперт) дегустирует суп, это суммативная оценка. Другими словами, формативная оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как суммативная оценка представляет насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.     

Формативная оценка дистанционного обучения

Формативная оценка дистанционного обучения - это лучший способ обеспечить качество курсов дистанционного обучения до его выпуска.

Разработка курсов дистанционного обучения требует рассмотрения проблем формативной оценки,   главным   образом   попадающих   в   одну   из   двух   основных   категорий:   проблем педагогического проектирования (таких как выбор стратегии преподавания или методов оценки знаний) и проблем разработки интерфейса ( навигации по вэб -сайту, эстетики и пр.). Если рассматривать вопросы педагогического проектирования, то эксперт по оценке ищет ответы на главные вопросы эффективности обучения. Научились ли студенты тому, что предполагалась в целях и задачах курса? Если нет, то почему? Были ли цели курса четко определены и измеряемы? Были ли выбраны соответствующие стратегии преподавания? Было ли в курсе достаточно практической работы и обратной связи? Были ли включены примеры? Коррелируют ли методы оценки знаний содержанию курса и педагогическим подходам? Если на эти вопросы можно ответить в рамках этапа формативной оценки, то корректирующие воздействия приведут к приобретению дистанционными учащимися более эффективного опыта обучения.

Даже педагогически безупречный дистанционный курс может не привести к успешному обучению, если студенты сталкиваются с плохим дизайном веб - сайта. Оценивая дизайн интерфейса курса дистанционного обучения, несколько простых вопросов могут дать представление о сильных и слабых сторонах сайта. Просто ли осуществлять навигацию по веб-сайту? Был ли он эстетически приятным, а также разборчивым? Легко ли загружается каждая страница, требуются ли специальные плагины для просмотра содержимого и обеспечены ли ссылки на их загрузку?

Формативные этапы и методы

В общем, формативная оценка может включать шесть различных этапов.

Оценка проектирования. Привлечение других проектировщиков или экспертов, знакомых со стратегией педагогического проектирования и лежащей в его основании теории обучения, для оценки самого проекта. Этот вид оценивания применяется с самых ранних этапов процесса проектирования и продолжается до тех пор, пока проектирование не будет завершено. Этот вид оценивания нацелен на повышение качества педагогического проектирования курса дистанционного обучения.

Экспертная оценка. Привлечение экспертов по контингенту, преподавателей, разработчиков тестов и других специалистов, кто может судить о пригодности содержания курса и учебных мероприятий для целевой аудитории. Этот этап позволяет избежать создания курса, который просто не может быть эффективно использован потенциальными учащимися по причине неприемлемого контента, подхода к его представлению, пропущенного материала и пр.

Оценка один - на - один. Встреча члена команды разработки курса с представителем целевой аудитории для того, чтобы пройти через часть курса и конкретно обсудить его. Обычно на данном этапе ведется работа с прототипом курса. Полученные данные дают первое представление о мнении реальных учащихся о курсе, удобстве его использования и качестве учебных материалов. Эта оценка является критически важной, так как она производится на этапе, когда инвестиции времени, денег и творческих усилий еще сравнительно не велики. После прохождения этой контрольной точки вносить изменения стано-вится все сложнее и практически невозможно на этапе масштабного производства курса.

Оценка малых групп. Это апробация компонентов курса, чья разработка практически завершена, в окружении, допускающем взаимодействие между представителями целевой группы. Данные обычно собираются посредством проведения опросов, групповых интервью, пробных тестов и т.п.

Полевые исследования. Апробируют готовый курс на выборке из целевой аудитории в реальных условиях обучения, на которые рассчитан курс. На этом этапе все еще можно вносить изменения, однако не многочисленные и не приводящие к существенному увеличению стоимости курса.

Текущие оценки. Необходимы, так как система обучения никогда не может считаться законченной, по крайней мере, не на длительное длительное время. Помимо того, что в любой курс могут закрасться ошибки, изменяется содержание, технологии, цели обучения, и все это требует пересмотра курса. Чтобы провести качественный повторный анализ, проектирование и раз-работку курса, необходима дополнительная информация, которую и можно получить при регулярном текущем оценивании.

Второй подход, связанный с определением успешности курса или программы дистанционного обучения, называется суммативной оценкой. Процесс суммативной оценки разбивается на несколько этапов. Прежде всего, должны быть очерчены общие области рассмотрения. В рамках этих областей выявляются вопросы, требующие изучения. После определения конкретных вопросов оценки, выбираются соответствующие методы сбора информации. Данные собираются, анализируются и представляются в виде отчета представительной аудитории.

Создание системы качества - трудоемкий процесс, и начинать его необходимо с подготовки персонала. Большинство трудностей возникает на начальном этапе. Недостаточная информированность персонала в области систем качества вызывает отторжение от этой работы, непонимание целей, и отсутствие мотивации приводит к фиктивному внедрению. Очень часто от сотрудников приходится слышать: «Опять какая - то дополнительная бумажная работа, у меня и без нее забот хватает. Пусть занимается кто-то другой». Подготовка персонала должна преследовать цель создания команды единомышленников, вовлечение максимального количества специалистов в работу по созданию системы менеджмента качества (СМК). ИИО АлтГТУ им И.И.Ползунова во главе с директором доктором технических наук, профессором кафедры ЭПП Хомутовым Станиславом Олеговичем делает уверенные шаги в освоении системы менеджмента качества.


Есипова Светлана Андреевна, заведующая  Змеиногорским отделением ФДО ИИО АлтГТУ им. И.И.Ползунова

Категория: Мои статьи | Добавил: zmein-trc (23.11.2010)
Просмотров: 3117
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Змеиногорский ТРЦ, Адрес: 658480 г. Змеиногорск, ул. Шумакова,5. E-mail: zmein@mail.altstu.ru
Copyright MyCorp © 2024